Регулирование

И стратегия, и тактика: началась разработка плана мероприятий по реализации отраслевой стратегии развития


council.gov.ru

На состоявшемся на днях заседании Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса при Совете Федерации (СФ) РФ были рассмотрены приоритеты и задачи «Стратегии развития стройотрасли и ЖКХ РФ на период до 2030 года (с прогнозом до 2035-го)», утвержденной правительством РФ в конце октября.

Открывая заседание, заместитель председателя СФ РФ Галина Карелова напомнила, что глава государства сформулировал важную задачу: реализовать исторический шанс в обозримые сроки — может быть, впервые за всю историю России кардинально решить жилищный вопрос. Сенатор назвала определенные стратегическим документом ключевые задачи, среди которых повышение доступности и комфортности жилья, улучшение качества городской среды. Она отметила, что в 2021 году объемы жилищного строительства достигли рекордных значений за всю историю страны — 92,6 млн квадратных метров, и в текущем году также наблюдается положительная динамика в достижении большинством регионов планового значения показателя объема ввода жилья. «Необходимо прилагать и далее все возможные усилия, чтобы такие темпы сохранялись», — заявила Галина Карелова, сообщив, что в настоящее время Минстроем России готовится план мероприятий по реализации стратегии, и выразила надежду, что профильное министерство учтет предложения, высказанные участниками заседания.

В частности, вице-спикер СФ РФ считает, что особое внимание надо обратить на проработку вопроса о системе мер дополнительной поддержки отечественных производителей стройматериалов. Также в рамках комплексной программы модернизации коммунальной инфраструктуры с 2023 по 2027 годы важно, по ее мнению, предусмотреть дополнительные меры поддержки регионов со сложными природно-климатическими условиями. «Отдельно отмечу необходимость содействия регионам в оказании методической помощи при формировании региональных программ модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, так как это является определяющим условием предоставления субсидий в рамках программы», — подчеркнула Галина Карелова.

Региональный аспект

О начатой в соответствии с поручением правительства РФ работе над планом мероприятий по реализации «Стратегии развития стройотрасли и ЖКХ» рассказала статс-секретарь — заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Светлана Иванова. Уже сейчас проект этого плана предусматривает восемь разделов и 288 мероприятий. Затем он будет направлен в СФ РФ и регионы для включения в него их предложений. Согласованный с ними документ намечено утвердить в следующем году. Кроме того, предстоит привести в соответствие с утвержденной правительством стратегией документы регионального и муниципального уровней. Во многих регионах эта работа уже началась, и Минстрой России готов оказать им необходимую методическую помощь.

Среди наиболее трудно решаемых вопросов, связанных с реализацией стратегии, которые ставят перед Минстроем регионы, Светлана Иванова назвала необходимость дальнейшей настройки механизма комплексного развития территории (КРТ). По ее словам, субъекты на практике убедились в его эффективности, но при этом выявились моменты, требующие корректировки федерального законодательства.

От объемов — к деталям

Выступившая на заседании аудитор Счетной палаты (СП) РФ Наталья Трунова отметила, что в стратегии нашла отражение существенная часть рекомендаций СП РФ по результатам проведенных в 2018-2022 годах экспертно-аналитических и контрольных мероприятий. Вместе с тем она предложила доработать проект плана мероприятий по реализации этого документа с учетом ряда вопросов, вызывающих беспокойство ее ведомства. Прежде всего речь идет о том, что кроме показателей, связанных с объемами жилищного строительства (градпотенциал и земельные участки, предназначенные для возведения жилья), в стратегии нет других значений, характеризующих достижение целей новой градостроительной политики. В ней отсутствуют, например, показатели, указывающие на то, какая доля из объема жилищного строительства будет соответствовать стандарту КРТ, утвержденному Минстроем России. Так, непонятно, какая доля однокомнатных квартир будет в новых жилых комплексах. Наталья Трунова подчеркнула, что сложно говорить о новой градполитике, когда до сих пор ряд регионов вводит более 50% однокомнатных квартир, что противоречит демографическим целям. Соответственно, отсутствует и механизм регулирования этих вопросов.

Также, несмотря на кластеризацию регионов по уровню развития жилищного рынка, что является важным шагом к дифференцированной государственной политике, в стратегии не указано конкретных мер по отношению к разному типу территорий. «Когда мы ориентируемся исключительно на параметры жилищного рынка, не учитываем наши возможности по социально-экономическому развитию, по геостратегическому положению, то, конечно же, данные территории могут потерять во внимании федерального центра», — считает Наталья Трунова. Она обратила внимание участников заседания и на то, что, несмотря на наличие в стратегии направлений, связанных с развитием арендного жилья, в итоговом списке отсутствуют показатели, фиксирующие структурные изменения на жилищном рынке.

Кроме того, Наталья Трунова напомнила, что федеральным органам исполнительной власти и чиновникам на местах при разработке и реализации госпрограмм необходимо руководствоваться положениями стратегии. В связи с этим аудитор отметила сложность системы финансирования и наличие зачастую дублирующих мероприятий по различным госпрограммам, национальным и федеральным проектам. Такие проблемы существуют, например, в рамках госпрограммы «Жилище». Поэтому, по мнению представителя СП РФ, при разработке плана мероприятий по реализации стратегии необходимо систематизировать все механизмы, предусмотренные этой госпрограммой, сделать их максимально прозрачными для регионов и, возможно, пересмотреть структуру программы.

Предложения профсообщества

Инициативы Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) по реализации стратегии озвучил вице-президент НОСТРОЙ Аркадий Чернецкий, подчеркнувший, что каждый раздел главного для отрасли документа является фундаментально важным. Но при этом он особо отметил необходимость совершенствования нормативно-правового регулирования для сокращения сроков инвестиционно-строительного цикла и повышения эффективности использования средств. Для дальнейшей оптимизации цикла НОСТРОЙ предлагает сократить его путем создания информационных платформ, аккумулирующих сведения об определенном этапе реализации проекта по строительству. Так, для формирования единой цифровой среды градостроительной деятельности предлагается закрепить за НОСТРОЙ ведение реестровых моделей в отношении всех выданных разрешений на строительство посредством сопровождения интеграции государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности. За органами власти, уполномоченными выдавать разрешения на строительство, целесообразно законодательно закрепить обязанность по внесению сведений в Реестр выданных разрешений на строительство и поручить его ведение НОСТРОЙ. На базе платформ НОСТРОЙ Аркадий Чернецкий предложил создать реестр разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, позволяющий осуществлять контроль за всеми построенными объектами.

«В дальнейшем на базе разработанных реестров и платформ видится объективным рассмотреть возможность создания единого реестра, обобщающего сведения об объектах капстроительства, обеспечивающего непрерывность аккумулирования информации о таких объектах, ее достоверность и возможность беспрепятственного обмена на всех этапах градостроительной деятельности», — пояснил вице-президент НОСТРОЙ.

В отношении освоения земельных участков, включенных в КРТ, он отметил, что за отчетами об успешной реализации таких проектов скрываются совсем другие факты. С целью совершенствования законодательства в области КРТ и малоэтажного строительства для вовлечения дополнительных земельных участков НОСТРОЙ предложил ряд инициатив, среди которых Аркадий Чернецкий назвал:

— формирование банка земельных участков под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) и малоэтажное индустриальное строительство;

— разработку механизма льготного выделения земельных участков для реализации проектов ИЖС;

— вовлечение граждан в качестве соинвесторов посредством установления «выравненного» платежа за все виды сетей, необходимых для технологического присоединения; — создание механизма предоставления отдельным категориям граждан социальных целевых единовременных субсидий на ИЖС.

Участники заседания поддержали инициативы НОСТРОЙ. Галина Карелова предложила создать для их проработки рабочую группу с участием всех заинтересованных структур. О готовности финансового института развития в жилищной сфере «ДОМ.РФ» подключиться к этой работе тут же заявил заместитель генерального директора госкорпорации Алексей Ниденс.

Галина КАРЕЛОВА, заместитель председателя Совета Федерации РФ:

«Несмотря на непростую экономическую ситуацию, строительная отрасль остается одним из драйверов социально-экономического развития страны, важной составляющей экономики регионов»

По материалам

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»